В 1997 году, в Казани был подписан Меморандум о создании Российской академии дизайна. Спустя восемь лет 12 марта 2005 года в гостином дворе Союз дизайнеров России провел презентацию РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ДИЗАЙНА.
Восемь долгих лет, как отметил президент Союза дизайнеров России — по теперешним временам целая эпоха. Именно столько времени ушло на «вызревание» формы и содержания заявленной творческой структуры. Требовалось многократно «прокатать» идею внутри многих организаций, включая российские академии художеств и архитектуры. В итоге Союз дизайнеров России целиком взял инициативу на себя, и приступил к формированию продекларированной академии. Имена первых двенадцати академиков назвал Президиум Совета председателей Союза дизайнеров России. Ими стали Владимир Аронов, Вячеслав Глазычев, Юрий Жульев, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд, Александр Коноплёв, Лев Кузьмичев, Фёдор Львовский, Сергей Михайлов, Юрий Назаров, Юрий Соловьев, Аркадий Троянкер. Президентом был избран известный и уважаемый в профессиональных кругах профессор, доктор искусствоведения Вячеслав Леонидович Глазычев.
Учреждение Национальной академии дизайна может показаться поступком если не легкомысленным, то экстравагантным. В самом деле, вот уже десяток и более лет российское производство предметов быта отказалось от какой-либо самостоятельности: то, что живо и в финансовом или организационном смысле развивается вполне успешно, занято либо «отверточной» сборкой, либо работает по лицензиям. Никто не дерзает думать всерьёз об отечественном легковом автомобиле среднего класса, ниша бытовой электроники занята столь прочно и полно, что войти на этот рынок с новым брэндом практически невозможно. Легкая промышленность съеживается под напором легального и в ещё большей степени нелегального китайского импорта. Какая-нибудь «Шатура-мебель» вполне успешна со своими весьма устарелыми моделями — в ценовой нише, которую она занимает, спрос так велик, что особых усилий для качественного рывка не требуется. Островки ВПК функционируют исправно, сохранив проектные группы (и дизайнеров в том числе), но в основном они реализуют наработки давних лет. При этом умножившееся число институтов и факультетов ежегодно выпускают в свет сотни дипломированных дизайнеров, перед которыми открыт узкий коридор задач: оформление интерьеров и выставок, веб-дизайн, в ограниченном объеме промышленная графика.
К тому же, лишившись государственной поддержки, дизайнерское сообщество оказалось расчленено на несколько профессиональных союзов, слабо поддерживающих связь между собой.Одной из задач новой академии является выстраивание общей площадки для «цеха».
Мы убеждены в том, что именно сейчас профессии нужна новая энергетика.
Да, целые блоки задач практически от нас отсечены, и рассчитывать на скорое изменение ситуации к лучшему не приходится, тем более что технологии сделали за последние пятнадцать лет огромный скачок, а догнать лидеров и сложно, и очень дорого.
Вхождение в ВТО будет трудным и болезненным, и часть производств это не переживет, но часть переживет, часть готовится к тому чтобы пережить, а значит, им придется думать и вкладывать средства в новые идеи. Для общения с властями, для общения с крупным и средним бизнесом, для того, чтобы заново объяснять функции дизайна в развивающемся обществе, для того, чтобы находить новые задачи и новых клиентов, нам нужна академия, имеющая право выступать от имени всего профессионального «цеха».
В. Л. Глазычев,
Президент Национальной академии дизайна 2005—2012 гг.
Опубликовано в журнале «Дизайн ревю», на сайте В. Л. Глазычева