Об организации

С 2005 года Национальная Академия Дизайна является высшей экспертной организацией в области дизайна в Российской Федерации. Ее членами являются наиболее признанные российские дизайнеры. Первыми академиками стали Владимир Аронов, Вячеслав Глазычев, Юрий Жульев, Вячеслав Зайцев, Александр Игманд, Александр Коноплёв, Лев Кузьмичев, Фёдор Львовский, Сергей Михайлов, Юрий Назаров, Юрий Соловьев, Аркадий Троянкер. Президентом был избран известный российский профессор, доктор искусствоведения Вячеслав Леонидович Глазычев. Сегодня академия насчитывает 62 члена, среди них специалисты во всех областях дизайна: графического — Владимир Музыченко, средового — Татьяна Шулика, мебельного и экспозиционного — Мария Майстровская, транспортного — Никита Розанов, текстильного — Виктор Уваров, рекламного — Элеонора Глинтерник, светового — Николай Щепетков, истории и теории дизайна — Евгений Жердев, дизайн-образования — Александр Лаврентьев, медиадизайна — Алексей Сазиков и др.

Экспертиза

Независимая экспертиза, проводимая специалистами Национальной Академии Дизайна, –  это исследования, направленные на определение заимствований, переработок, компиляций в объектах массового производства. Экспертиза позволяет установить факт использования сторонней компанией оригинального дизайна, принадлежащего другой компании. Экспертизу проводят квалифицированные специалисты, обладающие необходимым уровнем знаний и располагающие соответствующим оборудованием. По результатам экспертизы от имени Национальной Академии Дизайна составляется заключение, обладающее юридической силой и заверенное печатью Национальной Академии Дизайна.

В случаях, когда у компаний производителей возникает вопрос о возможном заимствовании или копировании изделия, графического изображения, паттерна, формы изделия или его части и т. д., компании обращаться к экспертам за заключением, свидетельствующем о сходстве или различии продуктов. В подобных ситуациях эксперты Национальной Академии Дизайна определяют природу сходства и различий исследуемых объектов, а также определяют механизмы возможного заимствования или переработки.

При возникновении разногласий, связанных с авторским правом, патентным правом, производитель, в соответствии с Законом «Об авторском праве» может организовать и оплатить проведение независимой экспертизы продукта. Следует отметить, что на практике многие производители игнорируют возможность оспорить авторство изделия в суде, что приводит к проблемам при реализации продукции, способствует неконтролируемому копированию изделий или графических изображений. В случае, когда правообладатель начинает разбирательство на предмет копирования или заимствования дизайна, стороны обмениваются претензиями или предоставляю суду заключения по делу. В случае досудебного или судебного разбирательства эксперты Национальной Академии Дизайна имеют преимущества, так как данное экспертное сообщество является наиболее компетентным в России.

Компания правообладатель или компания, реализующая продукцию правообладателя, имеет право инициировать проведение экспертизы продуктов самостоятельно. Также компания может заказать исследование в случае несогласия с результатами экспертизы, проведенной другой стороной. Кроме того, провести исследование рекомендуется при возникновении подозрений относительно визуального, технического или функционального сходства продуктов. Сравнительный анализ, проведенный экспертом может послужить основание для обращения с претензией к производителю, продавцу или для подачи судебного иска. В связи с этим компании подающей иск нужно знать, где провести независимую экспертизу продукта профессионально, быстро, и соответствии с требованиями законодательства.

Если по итогам исследования будет обнаружено наличие или отсутствие заимствования, переработки, или копирования, в этом случае ответчик обязан полностью компенсировать стоимость независимой экспертизы для возврата товара, а также выполнить судебное решение.

Объекты исследования

Объектами исследования при проведении экспертизы выступают любые объекты: промышленные изделия, графические изображения, медиа-продукты, элементы звукового и светового оформления, свойства и характеристики которых могут быть использованы и тиражируемы стороной, не являющейся правообладателем. Как правило исследованию полежат:

  • бытовая техника, электроника, офисная техника и т. п.
  • одежда;
  • обувь;
  • ювелирные изделия;
  • мебель;
  • посуда и другие виды товаров.

Объектами исследования могут быть изображения, медиа-продукты, элементы звукового дизайна, среди них:

  • товарные знаки;
  • этикетки;
  • наружная реклама;
  • графическое оформление приложений и интерфейсы;
  • паттерны и орнаменты на тканях и других носителях;
  • синтезированные звуки, используемые в приложениях или при электронной технике.

Цели и результаты экспертизы

Заказчику, перед тем как сделать независимое экспертное заключение необходимо четко определить цели данной работы. Перед группой экспертов могут ставиться задачи в определении, например:

  • Отсутствуют или наличествуют сходные черты в изделиях (А) и (Б)?
  • Является ли изделие (А) результатом переработки изделия (Б)?
  • Существуют ли признаки копирования формы (текстуры, цвета) в изделиях (А) и (Б)?
  • Имеет ли продукт (А) признаки переработки изделия (Б)?
  • По каким признакам мы можем определить факт переработки (копирования, заимствования) в изделиях (А) и (Б)?
  • Может ли потребитель воспринимать представляемые продукты (А) и (Б) как идентичные (сходные)?
  • Каковы механизмы переработки использованы (какие технические приемы могли быть использованы для переработки при анализе продуктов (А) и (Б))?
  • Могли ли быть другие, идентичные, источники заимствования или переработки при проектировании изделий (А) и (Б)?
  • Воспринимается ли потребителем изделия (А) и (Б) как сходные (идентичные)?
  • И так далее.

ЭКСПЕРТЫ

Эксперты Национальной Академии Дизайна имеют стаж экспертной деятельности от 5 до 30 лет. Все специалисты имеют ученую степень, опыт практической работы, что помогает максимально полно описать исследуемые объекты. Основным местом работы наших экспертов являются ведущие художественно-промышленные ВУЗы страны, крупные фирмы, промышленные компании, научно-исследовательские организации. В зависимости от задач, мы находим экспертов в разных областях дизайна, которые способны провести экспертизу любой сложности и объема.